Дина Беленко рассказывает,
Как генерировать
оригинальные идеи
Для себя, коммерции и чего угодно
Собрала вместе несколько своих текстов о генерации идей в лонгрид.
Что здесь?

1. Почему не приходят свежие идеи?
2. Поиск идей: майнд-карты в деле
Разбираем на примерах самый полезный инструмент любого фотографа
3. Как придумать фото на любую тему.
Пошаговая инструкция с алгоритмом работы над эскизом и пошаговым реквизитом.
4. Я боюсь, что у меня не получится. Что делать?

Снимайте по-настоящему оригинальные штуки и ничего не бойтесь!!!
Дина Беленко
Фотограф и волшебница
Правило утреннего душа
Почему не приходят
свежие идеи?
У скучных фоточек и отсутствия оригинальных идей есть три причины, ни одна из них не связана с каким-то там талантом:

1. Нет инструментов.

Вы не знаете упражнений, которые вам помогут генерировать идеи, не умеете работать с майнд-картами и вообще склонны ждать вдохновения, а не работать над ним.

2. Насмотренность, да не там.
Слишком много насмотренности в одной сфере приводит к застою и клише. Отвлекитесь от привычного и поищите вдохновения в корейской анимации, космической сварке или кинцуги.

3. Вы о них не думаете.
О чем вы думаете первым делом, принимая душ утром?
Очень вероятно, что эта мысль — ваш главный фокус внимания.
Говорят, что стартапы перестают выдавать креативные идеи, как только они начинают искать инвесторов. Потому что они теперь сосредоточены на поиске денег, а не на хорошем продукте. Первым делом в душе человек теперь думает: что я расскажу инвесторам? А не: какую классную штуку я запилю в приложении!

Понятно, что с художественными потребностями конкурирует множество других.
Но если вы сможете сдвинуть поиск новых идей ближе к основанию пирамиды Маслоу, они не заставят себя долго ждать!
Поиск идей:
майнд-карты в деле
САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЛЮБОГО ФОТОГРАФА
Что такое майнд-карты?
Майнд-карта, она же диаграмма связей, интеллектуальная карта, карта мыслей, это способ организации ассоциаций, который из-за отсутсив я структуры/критики позволяет находить неожиданные связи между предметами. И потому очень хорош для рисования эскизов!

Как это работает?
Записываем в центре основную тему.
Это может быть настроение, цвет, конкретный предмет, название бренда, строчка из песни. Дальше — ответвления с ассоциациями, возможным реквизитом, вариантами темы, развитием сюжета.
Ни в чем себе не отказывайте и не пытайтесь придерживаться четкой классификации.
Пришла идея — запишите ее в любом свободном углу.
Пример майнд-карты, которую я предлагаю дорисовать студентам «12 заколдованных вещей»

Тут можно прийти и к фикусу, который, как рыцарь чистого кислородаочищает воздух, и к мобилю из множества стеклянных баночек, который вместо музыки ветра играет музыку живого фотосинтеза.
Простейший пример майнд-карты, где
перечислены предметы, такие же круглые,
как апельсин.

Что еще круглое?
Воздушные шары круглые! Будем делать воздушные шары из апельсинов!

Эту картинку клиенты теперь находят на пинтересте и присылают мне как референс))

(Картинка увеличивается по клику)
Как пользоваться майнд-картами?
Рассмотрим процесс подробней на примере
второго задания челленджа «Красота на коленке» – пупырчатой пленки!
Пишем в центре нашу тему: ПУПЫРКИ.
Дальше — параметры и ассоциации.
Что мы обычно запаковываем в пупырки?

Что-то ХРУПКОЕ. Что бывает хрупкое?
Цветы — очень хрупкие. Экосистемы — кошмар какие бывают хрупкие!
В пленку можно завернуть цветок, глобус или наполовину раскрошившийся осенний лист. Будет очень понятно, что вы хотите сказать.

Личные воспоминания, которыми мы дорожим, и с которыми надо обращаться бережно (ДЕТСТВО), тоже можно считать хрупкими.
Детство как тему можно развить, запаковав в пленку его символы.
Банку с бабочкой, воздушного змея, тающее эскимо.

Здесь будут уместны очень личные штуки. У кого-то детство — это порезанный по линейке батончик Сникерса, у кого-то лето в деревне. Выбирайте, что вас трогает, и что вы можете снять прямо сейчас.
Получается как-то так. Идем от основной темы к подробностям.
Как будто мы Шерлок наоборот)
Можно запаковать что-то ОЧЕВИДНО НЕ ХРУПКОЕ.
Например, кирпич или булыжник.
Если снять с красивым светом, можно получиться очень остроумно.

К очевидно не хрупкому можно отнести и что-то УЖЕ СЛОМАННОЕ, чему уже тщательной упаковкой не поможешь. Например, сломанные часы. Будет очень грустно и метафорично.

С осторожностью можно отнестись и к чему-то в состоянии равновесия. Слово «равновесие» мне в голову не пришло, поэтому я написала просто ШАТКОЕ.
Что бывает шаткое?
Балансирующие конструкции, доминошки, карточные домики.
Бережного отношения требует и ИСКУССТВО.
Можно запаковать в пупырки известные картины, а можно — своё сэлфи. Потому что себя тоже надо беречь. Детские фото, безвкусные, но дорогие сердцу подарки от старых друзей, старые игрушки — всё это идёт сюда же.

Пока писала об искусстве, вспомнила, что есть проект, где Юрий Молодковец снимает упакованные в пленку скульптуры в Эрмитаже.
Запишем сюда и его!
Юрий Молодковец, проект «Новый Эрмитаж»
«В одном кадре встретилось два материала – вечный мрамор и сиюминутный полиэтилен. Для меня это образ современного состояния жизни.
Наверное, это история о поиске гармонии и красоты в современном мире. Этот цикл фотографий я снял во время реставрации на Николаевской лестнице. Это фрагменты итальянской скульптуры 19 века, завернутые в полиэтилен на время реставрационных работ»
Или вот еще пример!
Череп и пупырки!
Моя картинка с черепом получилась, когда я написала ЧЕЛОВЕКИ.

И думала, что бы снять — выложить из травы анатомически правильное сердце, заглянуть в хрустальный шар или вспомнить, что у меня есть прекрасный золотой череп! Записала всё, что в голову пришло, выбрала череп.

Череп золотой, потому что во-первых, memento mori, во-вторых припев the richest man in the cemetery. Заворачиваем череп в пупырки, и для вящей ясности всё поджигаем! Очень хорошо!
Главное в таком подходе, как в любом мозговом штурме — не критиковать на этапе генерации идей!
Вот запишете ВСЕ СВОИ АССОЦИАЦИИ, и только потом решите, какие из них не очень, а какие хочется снимать.

Подумали, что яйцо хрупкое? Запишите.
Да, это ассоциация первого уровня, но всё равно запишите.

Мало ли, с чем потом его коротнёт.
Потратьте на рисование майнд-карты хотя бы 45 минут. По таймеру-помидорке.

Будьте честными и ничего не бойтесь.
Пошаговая инструкция
Как придумать фото
на любую тему
В тайм-меннеджменте есть правило: чтобы съесть слона, нужно разделить его на маленькие кусочки. То есть, любое большое дело нужно разбить на маленькие подзадачи.

Такой подход можно применить к любой работе: снимаете ли вы большое ресторанное меню или же решили попробовать себя в рекламе.

1. Задаем себе главный вопрос: о чем снимок?
В нашем случае снимок о повседневности. (Это я объясняю на примере одного из заданий для челленджа «Моя повседневность»)
У вас это может быть: о масле жожоба в креме и его увлажняющем эффекте. Или о сезонных овощах в новом меню.

Для мозга это недостаточно конкретно.
Поэтому важно задать себе уточняющий вопрос: в чем именно состоит наша повседневность? (Чем так прекрасно масло жожоба? Какие именно овощи у нас сезонные?)

Открываем список дел на день и смотрим. Что мы делали вчера? Чем мы были заняты всю неделю? Не что мы бы хотели делать, а что реально делали. Водили кота к ветеринару? Делали домашку по испанскому? Пили кринжовый кофе из автомата? Записываем всё, что пришло в голову.
На этом этапе главное собрать информацию, а не оценивать, что подойдет, а что нет.
Просто пишите, выбирать будете потом.


В рекламной съемке этот вопрос видоизменяется
до «Что ценного в этом продукте?»

Чем именно он хорош? Какую именно историю о нем надо рассказать? Переход к коммерции здесь такой незаметный, что почти отсутствует.
[ PHOTOS ]
Вот, например!
Коммерция коммерцией!
А все картинки творческие!
2. Конкретизируем задачу
Теперь выбираем, что из списка является наиболее репрезентативным.
В обоих смыслах:
—что здесь самое важное,
—что мы действительно можем продемонстрировать визуально.

2.1 Что самое важное?
Насколько типично для нас сходить в кино на фестиваль короткого метра? Это случайное событие (меня уговорили друзья) или типичное поведение (я люблю короткометражки и всегда хожу в кино, если их показывают).
Подчеркните все типичные пункты в списке, и вычеркните все случайные флуктуации.

2.2 Что мы можем показать в кадре?
Для оставшихся пунктов выберите визуальный символ.
Поход на кинофестиваль можно обозначить билетом в кино или рассыпанным попкорном. Визит к ветеринару — кошачьей игрушкой.
Дз по испанскому — мятым списком порядковых числительных, каждое из которых может вызвать фаербол (это я пишу из собственной неспособности их выучить.Скажите сто двадцать шестой вслух на испанском!
Так дьявола можно вызвать!).


Вот хороший пример картинок, где пришлось отказаться примерно от всего и работать с реквизитом, доступным прямо сейчас. Я только-только переехала в ЛА. Из рабочего места у меня стол и две картонки.

Достаем привезенную с собой чашку! Покупаем за один доллар упаковку шариков.
Вспоминаем, что дареное полимерное сердце тоже влезло в два чемодана багажа. Вуаля!
3. Выбираем реквизит
Кладем все визуальные символы перед собой. Их, скорее всего, получится больше, чем нужно для композиции, поэтому важно устроить отбор.

Какие из них хорошо сочетаются по цвету и фактуре? Какие выбиваются очень сильно?

Если предмет очень сильно выбивается, и не очень важен, просто уберите его и не заморачивайтесь.
Если же он символизирует важный аспект вашей повседневности, и его необходимо включить в кадр, сосредоточьтесь на нем. Постройте композицию вокруг него, сыграйте на контрасте, поместите в его самый центр. Пусть он станет звездой, не похожей ни на кого.

При выборе учитывайте и масштаб предметов. Пусть они или заметно различаются в размере (вспоминаем трюк с морским боем), или будут равновелики (так их можно легко организовать в паттерн).
Любой из этих подходов сильно упростит вам жизнь.

Есть две красивые вилки.
Одна деревянная, к которой подойдут мох, камешки, веточки, миниатюрные лесенки, коряжки и волшебство.

Вторая – железная, черная, как пустота. К ней подойдет космическая тема.

Положила всё это рядом, чтобы сравнить.
Решила, что голова моя больше космос, чем лес, поэтому буду снимать про него.
4. Собираем композицию
Проще всего здесь вспомнить фрикебана-челлендж (скоро, кстати, будет новый!) и подойти к аранжировке предметов скульптурно.

Представьте, что вам нужно организовать цветы в вазе. У вас есть одно основание, и 5-7 цветков. Как они могут взаимодействовать? Как будут перекрывать друг друга? Кто из предметов — тяжелая коряга? Он пойдет в самый низ. Кто — тонкая, изгибающаяся веточка? Он пойдет в верхнюю часть.

5. Снимаем
Выбираем однородный фон и делаем снимок! Вуаля!
Если подготовиться правильно, съемка займет минут 10-20.

Успеете еще съесть арбуз и пойти купаться! Лето все-таки!
Собственно,
готовое фото
с вилкой!)
конееечно...это все для людей с талантом...
Я боюсь начать.
Что делать?

Часто вижу, как студенты боятся поступиться к домашнему заданию / коммерческому проекту / сложной задаче (нужное подчеркнуть). Кто-то хочет начать учить английский. Кто-то никак не решится брать заказы на фотосъёмку. Кто-то боится попробовать снимать всплески.

Это часто происходит от того, что мозг оценивает неизвестное как очень страшное. И всеми силами сопротивляется.

Но этому можно успешно противостоять!

1. Уменьшите сопротивление.
Не обещайте себе заниматься английским по 2 часа каждый день. Давайте посмотрим правде в глаза, это нереальный сценарий.
А вот по 20-30 минут два раза в неделю – уже хорошо!
Я терпеть не могу разбирать почту. Но я себе обещаю, что сразу после этого можно будет делать только приятную работу (=рисовать эскизы, снимать и писать книгу). Работает идеально!

2. Сделайте тесты!
Не беритесь сразу за сложную съёмку. Скажите себе: вот тут я просто попробую новый свет. А вот тут быстренько разложу композицию. Мозг расслабится и вы успеете в два раза больше, чем планировали.
Я не всегда понимаю, как будет работать мой новый волшебный трюк. Тесты, снятые за 5-10 минут помогают неоценимо.

3. Разберитесь, что именно вас останавливает.
Мало времени? Придётся или отказаться от этой идеи или выкинуть из расписания что-то другое. Нельзя бесконечно уминать ногами задачи в план.
День не резиновый!

Ничего не понятно? Напишите пошаговый план! Сделайте тесты там, где особенно непонятно!
Не хватает мотивации?
А оно вам вообще надо? Может быть вы не начинаете задачу, потому что она вам совсем не нужна?
Вычеркните её из плана раз и навсегда.


Это верхушка айсберга помогающих приёмов,
но это очень эффективно работает.

Главное, разобраться,
надо ли вам начинать то, что вы хотите начинать.
И вперёд!
А что дальше?
Если хочется больше упражнений на творческое мышление,
интересных приемов для съемки и прочих фокусов,
вас ждут вот эти прекрасные штуки:
Думай как художник:
прокачка за 10 упражнений
Поиск собственного стиля и уникальных идей
Работа над эскизом, генерация идей, творческие задания, подготовка к съемке и майнд-карты.
Всё, что нужно, чтобы придумывать по-настоящему оригинальные идеи для фотографий!

Домашние задания разбиты на «пятиминутки»: каждый будний день нужно уделить курсу 15-30 минут с ручкой и блокнотом, чтобы на выходных снять идеальную выпускную работу!
Подробнее
12 заколдованных вещей:
курс-челлендж
Снимаем круто без сложного оборудования
12 уроков, где каждое задание — это и творческий челлендж, и объяснение какого-либо приема, будь то балансирующая конструкция, или съемка с контровым светом.

Вас ждут: эксперименты с распечатанными снимками, техники флэтлея (контуры и лабиринты), морские сцены, Луна и силуэты,
реалистичное нетающее мороженое
и другие фокусы!
Подробнее
Закрытые видео на Бусти:
вебинары и бэкстейджи
Канал с бэками и мастер-классами
Бусти — сервис вроде Патреона, позволяющий угощать художника кофе в обмен на закрытые для публики мастер-классы, бэки и фото процесса.

Здесь вы найдете секрет жидкого пламени, процесс создания всплесков в виде драконов, силуэты и призрачные фигуры из дыма, уроки по съемке всплесков и левитации!

Присоединятесь)
Посмотреть
Спасибо за внимание!

Я очень надеюсь, что этот лонгрид вам поможет перестать снимать что-то рутинное и скучное и начать снимать творческое, любимое, свое!
Главное: не бойтесь попробовать! Аппетит приходит во время еды))
Дина Беленко
Фотограф и волшебница