Худшие ошибки фотографов
20% улучшений для 80% результата
Почему я об этом пишу?

За время Тыква-челленджа, разбора домашнего задания своих студентов, Фрикебана-челленджа
и многих творческих заданий в чате «Креатив по вторникам» я просмотрела ТЫСЯЧИ фотографий
и дала примерно столько же рекомендаций, что можно улучшить.

Часто это одни и те же рекомендации, которые мне кажется полезным собрать вместе.

Все эти советы помогут вам НЕМЕДЛЕННО улучшить качество снимков.
Вот прямо сейчас.

Часто новичкам рассказывают о сложных световых схемах, дорогом оборудовании, золотом сечении и прочих правилах, которые они пока не могут применить на практике.
Но эти советы вы можете применить на практике НЕМЕДЛЕННО.
И сразу увидеть, насколько лучше станут ваши снимки.
Дина Беленко
Волшебница
Область ошибок:
Рабочее место и композиция
Слишком близкий фон
Разместите героя съемки дальше от вертикального фона.

Вот прям возьмите композицию в охапку и перетащите ее ближе к себе.
Да, вам со штативом придется сделать один шаг назад, зато в кадре появится больше воздуха!

Часто я вижу, что вся композиция собирается впритык к фону, как будто предметы стоят в очереди, и боятся, что их не пропустят. Видно резкую границу между горизонтальным и вертикальным фоном (ее нечем замаскировать — там просто нет места, чтобы добавить салфетку или засушенный лист). Нет места, чтобы вдохнуть.

Даже попытки открыть диафрагму и размыть фон не работают — всё слишком близко.
Это самое простое улучшение, но самое эффективное.
Посмотрите, на первом снимке бутылочка с зельем стоит впритык
к заднему фону.
Была бы даже видна граница между вертикальным и горизонтальным фонами, если б она не ушла в тень.
Нет места для дополнительных предметов. Нет глубины кадра, потому что нельзя показать перспективу.

На втором снимке я передвинула подложки с бутылкой буквально на 15 сантиметров вперед, и вуаля! Появилось место для еще двух бутылочек, которые можно поставить ближе к дальнему краю, чтобы они размылись и показали глубину пространства.
Посмотрите, сколько на самом деле пространства
между передним и задним планом!!!
Непредвиденное кадрирование
«Этот важный элемент моей композиции не влез в кадр, потому что его обрезал инстаграм».

Давайте уже запомним, формат вертикальных фото в инстаграме 4:5. Это немного ниже по высоте, чем формат стандартного снимка прямо из камеры. Оставляйте немного места (проще всего — сверху), чтобы это не оказывалось болезненным сюрпризом.

Плюс, такое место под текст окажется полезным, если ваша фотография станет книжной обложкой или постером.
На стоках любят copy space.
Много места сверху — и ваш кадр отлично справляется
с жестоким кадрированием любой соцсети!
Плюс, если в кадре есть движение, то ему найдется, куда развиваться!
Область ошибок:
Выбор предметов и атмосфера
Проблема с масштабом
Людям нравится разнообразие. Если ваша цель — не строгая симметрия и монотонность (так тоже можно), постарайтесь добавить предметы разной высоты и размера.

Удобно об этом думать как о «трех размерах морского боя».
Пусть в кадре будет один четырехпалубный предмет, два трехпалубных и россыпь однопалубных.

Допустим, большой четырехпалубный чайник, трехпалубная чашка и несколько однопалубных крекеров или кусочков сахара.

Чаще всего не хватает именно мелких, однопалубных объектов. Крошек от пирога, опавших лепестков, рассыпанной муки.
Эти мелочи показывают, что в кадре кто-то живет, что происходило какое-то действие и мы застали его в процессе. Не забывайте о мелких деталях, они помогают делать фотографии естественными.
Убрала из кадров мелкие предметы,
чтобы можно было наглядно показать,
как без них скучно и безжизненно.
Избыток деталей «для атмосферы»

Картина закончена не когда нечего добавить, а когда нечего убрать. Да, маленькие детальки показывают заботу у кадре, балансируют композицию (вспоминаем про «однопалублики» из прошлого поста) и радуют глаз. Но я часто вижу, что они захватывают пространство, как grey goo, поглощая всё на своём пути.
Для борьбы с этим можно использовать правило Коко Шанель (за цитату не ручаюсь, но меня этому научила мама по дороге в детский сад): посмотрите на свой наряд, отвернитесь от зеркала, резко повернитесь и уберите аксессуар, который первым бросился в глаза.
Посмотрите на свой кадр.
Какой предмет вы видите первым? Это важный для сюжета предмет? Нет? Уберите.
Смыть, повторить.
Поскольку чужие картинки нельзя критиковать без приглашения,
покажу для примера своё фото пятилетней давности.

Мне очень хотелось побольше ботанических мотивов кругом, но вместо того, чтобы одолжить пару вьющихся усиков у домашних растений, я разбросала везде сухоцветы, которые в размытии больше похожи на мусор, чем на вырвавшиеся на свободу цветы.
Не повторяйте моих ошибок)
Задумка та же, а снимок значительно лучше!
Конфликт атмосферы и реквизита

Мой любимый пример здесь — плоские свечи-таблетки.
Они не ужасны сами по себе! Дело в контексте. Когда я вижу их глянцевую металлическую обертку в сцене, где кругом — мистика и винтаж, у меня случается когнитивный диссонанс и начинает подергиваться глаз.

Алюминий —металл из мира дешевых ложек и скороварок, а не мира хрустальных шаров и страшных сказок.
Какие же нам взять свечи, хочется же свечи?! Купите в хозяйственном большую парафиновую свечу за 50р., разрежьте ее и она будет лучшим другом вашего ведьмовского кадра полгода минимум.

А свечи-таблетки оставьте для съемок моделей в молочных ваннах и цветах
(я серьезно, это может быть очень красиво)
Следите за тем, чтобы реквизит не пытался подкараулить атмосферу вашего кадра в темном переулке.
СЖЕЧЬ!

Этим свечам
не место в волшебном натюрморте!
Настоящая ведьма выберет подходящие по фактуре свечи)
Еще один пример несоответствия между предметами в кадре и задумкой.
Покажу на примере своей старой картинки опять.
Это задумывалось как привет Весу Андерсону.

Но почему фон такой пошарпанный? Почему это не ровная пыльно-розовая поверхность?
Почему план есть, но на нем из деталей только плохо нарисованный лес?
Пластиковые ножницы что здесь делают?
Пластиковые катушки здесь зачем? Почему нельзя их было хотя бы положить бочком, чтобы не видеть пластиковости?
Милых деталей и очаровательного перфекционизма нет, есть скелет картинки,
где вещи спорят с задумкой. Не делайте так)

Подробно особенности выбора фактур и сочетания предметов в кадре мы разбираем на вебинаре «Композиция: визуальный сторителлинг»
Область ошибок:
Свет
Плоский свет
Свет — отдельная большая тема, но давайте упрощать для простоты применения на практике.

Не хотите плоскую картинку — не светите со стороны камеры.
Снимать против света — можно, со стороны света — нельзя.

Фронтальный свет убивает к черту все тени, которые указывают на объем. Шарообразная чашка превращается в плоский круг. Текстурный листик теряет всю красоту, которую видно на просвет.

Бывают случаи, когда фронтальный свет нужен, но Хэллоуинская композиция с тыквами точно без него обойдется.
Очень хорошо видно, как фронтальный свет
делает фотографию безжизненной и жуткой.
Серые блики

Когда я была начинающим фотографом, меня очень напугали пересветами. Мол, отсутствие текстуры в светах — это так ужасно, так ужасно, только у криворуких фотографов так бывает. И я старалась сохранить «текстуру» даже там, где ее не было. В бликах на бокалах, в сиянии драгоценных камней, в стекле, снятом на просвет.

ВЫБЕЙТЕ БЛИКИ В БЕЛЫЙ!

Если в вашем кадре что-то сияет и светится, скорее всего, у него есть право иметь чисто белую сердцевинку. Не заливайте серым блики в кристаллах, сияние капель росы и центр свечного пламени.
У нас тут сияет бенгальский огонь.
Нужна ли фактура внутри блика?
Нет, не нужна!

Технически это пересвет, но совершенно оправданный.
Сияющее должно сиять!
Неумение поставить черный флаг, когда он нужен
«У меня бликует фон! Что делать?»
Приходишь смотреть, а фон — черная матовая фанера, которая не очень знакома с бликами, и даже если ей показывали картинку, она не смотрела. Кажется, что фон бликует, а на самом деле источник света (окно или софтбокс) частично направлен на фон, и тот получается светлее, чем хочется.

Добавьте между источником света и сценой кусок картона — это черный флаг, он буквально отгораживает поток света.

И если вы уже перенесли композицию дальше от заднего края, то свет продолжит падать на ваш объект съемки с той же интенсивностью.
Но предметы на заднем плане станут темнее и перестанут отвлекать зрителя. Этот контраст сделает вашего героя заметней, а фотографию привлекательней.

Работает, чтобы притемнить передний план, или чтобы убрать лишние блики.

Если вы работаете со светом от окна, то черный флаг — это вообще бесценный инструмент.
Все внимание на этажерку справа!
Со светом
из окна работает точно так же!
Область ошибок:
Фундамент подхода
к работе
Отсутствие эскиза
Реального, нарисованного эскиза, а не только идеи в голове.
Идея — это хорошо, это сразу делает вашу картинку лучше.
Но эскиз позволяет подумать о композиции и защищает вас от двух часов перекладывания одних и тех же предметов в разных позах.

Я понимаю, что такой процесс может некоторым нравиться, но я вижу, как люди страдают, не могут определиться с композицией, а потом недовольны снимком.

Эскиз решает эту проблему.

Вы больше не размышляете часами, что куда положить,
вы просто идете по спланированному маршруту. Это как сходить за хлебом в незнакомом районе: долгие блуждания или пять минут со включенным навигатором.
Эскиз не обязан быть подробным.

Например, я не стала прорисовывать задний план, а только отметила, что там будет ящик с колбами слева и что-нибудь деревянно-стеклянное справа.

Куда смотрит сковородка, как она крепится, и как устроена композиция в целом — понятно сразу.
Отсутствие тестов

Будет ли этот прием работать на виниловом фоне? Можно ли рисовать молоком по фанере? Получится ли покрасить пельмень в золото кандурином?
Можно потратить день на теоретические выкладки и обсуждения в фоточатах, а можно пойти и немедленно СДЕЛАТЬ ТЕСТ! Хотя бы на телефон.
— Но надо собрать композицию!
— Не надо, снимите тест без композиции.
— Это займет много времени!
— Придумайте приключение тест на 20 минут.

Будьте как ученый! Первым делом надо найти простой, быстрый и дешевый способ проверить основной постулат теории. Это и есть основа научного метода. И это — основа любого творчества для тех, кто хочет изобретать новое, а не кататься на одних и тех же приемах.
В лекции «Чему меня научил Рациональный Гарри Поттер» я рассказываю о том,
как две минуты теста с лазерной указкой
спасли меня от нескольких часов мучений
и позволили найти более простой способ
имитации лазерных лучей вокруг пельмешки!
Восприятие проблем как аномалий

Косяки и неудачи — это нормально. Если косяк обнаружен на раннем этапе — это вообще отлично!
Значит, тест прошел успешно, и теперь вы знаете, как сделать лучше.
Если каждый раз бояться, что снимок не получится, можно и шампанского не пить, и в лес не ходить.

Каждая проблема в сцене — это не аномалия, которой нельзя избежать. Это нормальная часть рабочего процесса, которую следует ожидать.

Такой подход позволяет вам:
во-первых, воспринимать трудности как интересные головоломки
(и азартно их решать, а не расстраиваться),
во-вторых, избежать ошибки планирования и стать звездой тайм-менеджмента.

Вы ведь готовы к непредвиденному?
Значит, оставили для него немного запасного времени.
Вуаля, вы прекрасны!
Вот тут все,вроде красиво стоит и держится.

А вот тут
можно посмотреть, как все разваливается к чертям))

И САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Вера в то, что всё решает камера? Сравнение себя с другими? Синдром самозванца?
Ой, это всё не страшно!
В том плане, что об этом сто раз написано, и понятно, как с этим справляться.
Последний пункт, самый страшный: не уважать себя как художника.

Когда мы говорим «Да у меня просто каракули, почеркушки», «Это так, баловство», «Я вот наснимала какой-то фигни», мы говорим своей творческой половине,
что она какая-то дефектная, стоять бы ей в сторонке и не высовываться.

Это даже не о перфекционизме и внутреннем критике.
Это об уважительном отношении к своему творчеству.
Сказать «Я знаю, что у меня невысокий уровень» — нормально.
Знать, что ты многого не знаешь (а кто всё знает?) — нормально.

Ненормально — превентивно унижать свое творчество,
думая, что это защищает тебя от критики.
От критики защищает
«Плевать, что вы думаете, мама говорит, что я солнышко».
Будьте себе такой мамой.
Скажите вашему художнику, что он солнышко.

Да, не все получается идеально.
Да, опыт решает.
Да, бывает, что проще выбросить текущий проект и начать новый.
Это не делает вашего художника менее солнышком.
Помните об этом.

Я уверена, что этот лонгрид поможет огромному числу фотографов:
возможно, не только начинающим! Главное условие — не только прочесть. Но и начать применять на практике! Тогда снимки точно станут на порядок лучше!

Если вам хочется больше подробностей, а также экспериментов в приятной компании, обратите внимание на курсы и книги ниже!

Давайте вместе создавать красоту!
Дина Беленко
Волшебница
зима-весна 2023
Курсы с обратной связью, чатом студентов и живым общением
12 заколдованных
вещей
Вебинар и домашнее задание
12 заданий, каждое из которых – и творческий челлендж, и технический прием (съёмка балансирующих конструкций, узорчатые тени, лабиринты).

Каждое — возможность почувствовать уверенность в себе как художнике и видеть вдохновение повсюду! Учимся снимать с удовольствием и не копировать чужие идеи, а создавать свои!

По каждой работе будет обратная связь!
Подробнее
Листья и цветы
12 уроков с бонусами
Cнимаем цветы необычно и свежо.
12 подробных уроков + запись весеннего вебинара
Чат студентов, обратная связь по домашнему заданию, всё веселье!)

Драпировки, молочные ванны, съемка с самодельной маской гобо, фрикебана и всполохи на длинной выдержке!

Уроки доступны даже тем, кто снимает на телефон, поскольку они основаны не на дорогой технике, а на творческом мышлении.
Подробнее
Заколдованный флэтлей: съемка сверху
Форма предзаписи на курс по необычным натюрмортам, снятым строго сверху

Когда? Этой весной!

Что будет? Съемка огня, работа с гобо, рисунки спагетти, сезонные натюрморты, добавление рисунков мелом в фуд-фото.
Шесть волшебных уроков и обратная связь!

Зачем предзапись?
Чтобы получить письмо о начале и скидку ранней пташки!
Подробнее
записи курсов
Книги и записи курсов, которые
можно посмотреть в любое время
в своем темпе
Думай как художник:
прокачка за 10 упражнений
Поиск собственного стиля и уникальных идей
Работа над эскизом, генерация идей, творческие задания, подготовка к съемке и майнд-карты. Всё, что нужно, чтобы придумывать по-настоящему оригинальные идеи для фотографий!

Домашние задания разбиты на «пятиминутки»: каждый будний день нужно уделить курсу 15-30 минут с ручкой и блокнотом, чтобы на выходных снять идеальную выпускную работу!
Подробнее
Рецепты креативной фотографии: 31 проект
Электронная книга
Собрала все трюки и приемы волшебной фотографии в одну большую, прекрасную книгу!

Левитация, дым, пар, искры, торнадо, Луна, ангигравитация и цветные облака.
Всё разбито на пошаговые инструкции, которым легко следовать.

31 проект, более трёхсот страниц красоты и знаний!
Подробнее
Строго сверху: полный гид по съемке флэтлея
Электронная книга
Книга о том, как снимать крутые композиции сверху! С домашними заданиями и подробными инструкциями. Книга состоит из двух частей, теории и практики.
Первая часть: фотографическая база, свет, фоны, композиция, настройки, съемка на телефон.
Вторая часть: чистая практика, 15 проектов с подробными инструкциями. От волшебного натюрморта с кипящим зельем, до съемки огня и работы с самодельными масками гобо.
Подробнее
Made on
Tilda